К 200-летию Знаменского храма села Старая Кашира Специальный проект “Мой Знаменский храм”

Елена Сударикова, сотрудница паломнической службы храма: «Через паломничество происходит воцерковление»

Лена, расскажи, как появился «Знаменский паломник» и как ты стала организовывать поездки?

«Знаменский паломник» появился в июне 2012 года, тогда всеми поездками занималась Марина Ахметова. Я поехала с ней паломницей в сентябре 2012 года к Матронушке, потом в Серпухов. И решила: я теперь буду жить по-другому. И стала ходить в наш храм. Это одновременно получилось. Два года мы везде ездили с Мариной. Были в Санкт-Петербурге, на Селигере, в Дивеево, посетили все важные места. В 2013 году к афонским Дарам Волхвов, когда их привозили в Храм Христа Спасителя, от нашего храма ездили 106 человек. И отец Тихон решил расширить паломническую службу. Марина теперь стала заниматься, в основном, дальними, а я – однодневными поездками. Моя первая поездка с паломниками была в сентябре 2014 года. Со временем появились наработки новых экскурсий, тематических, для разных категорий – детей, более или менее воцерковлённых людей. Я решила сделать бейджики группы, чтобы люди во время поездки не терялись. На них было написано «Знаменский паломник». И первая стенгазета с отчётом о поездке получила название «Знаменский паломник».

В чём особенности нашей паломнической службы, чем она отличается от других?

Я отслеживаю поездки, которые существуют у других паломнических агентств нашего города, чтобы не было совпадений. В агентствах есть чёткая программа, которой следуют всегда. У нас все поездки по желанию: я раздаю опросные листы, где спрашиваю людей, куда они хотят поехать. Многие хотят поехать в Коломну, монастыри Москвы, Саввино-Сторожевский монастырь в Звенигороде. Мы посетили много церквей, которые никогда не закрывались, побывали на многих монастырских подворьях: Валаамском, Соловецком, Афонском, Иерусалимском, Александрийском. Были в Храме Христа Спасителя, храме Ильи Обыденного, где находится копия Даров Волхвов и частица Пояса Пресвятой Богородицы. Мы подходим к организации паломничеств очень ответственно. Даже при минимальном количестве людей поездка должна состояться. Если я обещала, что расскажу про всё, то я расскажу. Если обещала, что будут кормить, значит, будут. Из таких маленьких вещей складывается атмосфера паломничества. Те, кто едет в первый раз, получают подарки: иконы «Знамение» и буклеты нашего храма. Мы ездим на литургию, к началу, с большим запасом времени, чтобы успеть написать записки и попасть на исповедь – среди наших паломников всегда есть желающие причаститься. Заказываем экскурсию, и местный экскурсовод рассказывает о традициях храма, его историю. Всегда есть трапеза в монастыре или храмовой трапезной. И, конечно, мой рассказ в автобусе о местах, в которые мы едем. В автобусе мы читаем утреннее молитвенное правило, молитвы о путешествующих, молитву водителя, поём «Благодатный дом». Перечисляем имена всех, кто едет в поездку. Молимся святым, к которым мы едем, и тем, чья память совершается в этот день. Список паломников всегда отдаём отцу Тихону, и он за литургией молится о путешествующих, а на следующий день совершает благодарственные поминовения. Марина в дороге показывала нам фильмы, которые покупала в монастырях. Я делаю свои небольшие фильмы – о святых местах, о нашем храме и истории паломничества. Иногда, если в автобусе не работает телевизор, всю информацию мне приходится рассказывать самой.

Для чего храму паломническая служба? Сейчас ведь везде можно поехать самому.

В паломничестве люди знакомятся, начинают общаться, а к концу поездки становятся друзьями. Не каждый человек может собраться и поехать. Когда что-то организовано, всё намного проще. Самому нужно рассчитать дорогу, посмотреть, где что находится. Сами поехать могут люди с большим опытом паломничества. Те, у кого нет опыта, сами не поедут, им нужен проводник. И группой путешествовать намного проще. Многие ездят с детьми. Дети задают очень непосредственные вопросы, не стесняются, что чего-то не знают. Группу проводят даже в закрытые места, куда одного человека не допустят.

Как проходят ваши поездки? Случаются ли какие-то трудности, непредвиденные ситуации?

Конечно, случаются неприятности. Но паломничество – это богоугодное дело, и оно не может пройти без искушений. Многие организационные моменты дались мне не сразу. Сейчас я всегда предупреждаю людей, что нужно меня слушаться, чтобы никого не потерять и сделать всё, что запланировали. Многое в поездке зависит от организатора: что он сам хочет посмотреть, то и покажет людям. Батюшка доверяет мне людей, и я десять раз должна проверить, что со всеми всё нормально. Моя задача исполнить любую просьбу паломников и сделать поездку комфортной. Перед поездкой я пишу всем смс-ки: что взять, как одеться, напоминаю заранее написать записки, чтобы не терять время. Люди едут молиться, и их ничто не должно отвлекать. Кстати, не всегда непредвиденные ситуации бывают плохими. Например, в Коломне, в храме Иоанна Предтечи на Городищах, певчие пели так красиво, что даже те из нас, кто никогда не исповедовался и не причащался, вдруг решили пойти на исповедь. И некоторых батюшка причастил. Поначалу людям было тяжело даже слушать экскурсовода, а потом они стали задавать вопросы, всерьёз интересоваться историей посещаемого места.

Что такое паломничество, по-твоему, и для чего оно нужно, если есть свой храм?

Традиции паломничества очень древние. Ничего у людей не было, а они собирались и пешком шли на Святую Землю, где за нас пострадал Сам Господь, и приносили оттуда пальмовые ветви. Первоначально их называли «пальмовники», потом это трансформировалось в слово «паломники». Зачем нужно паломничество? Ты едешь в гости к святым угодникам, чтобы помолиться вместе с ними. В любом месте есть большая история, за которой всегда стоит человек. Если бы не преподобный Сергий Радонежский, разве появилась бы Троице-Сергиева лавра? Жить не так далеко от святых мест, от таких святых, и не сходить к ним в гости? Свой храм – это хорошо. Но и с другими традициями, другой архитектурой, обстановкой, историей храмов тоже нужно знакомиться. Паломничество очень «затягивает»: если один раз съездил, то обязательно поедешь ещё. Через паломничество происходит воцерковление. Это ведь душеспасительное дело: мы помогаем своим близким молитвами о них, узнаём многое из истории России и жития угодников Божиих. Опыт молитвы приобретается в паломничестве. Паломничество – это молитвенный подвиг.

Какие впечатления ты получаешь от поездок? Не скучно ли ездить в одни и те же места?

Наши поездки никогда не повторяются: меняются маршруты с учётом просьб паломников, добавляются новые храмы и монастыри. Я, может, и была в каком-то святом месте, а другие не были. Как же я им не расскажу и не покажу всё то, что видела и знаю сама? Поездки дают возможность посмотреть православную культуру своими глазами: архитектуру, иконы, купить книги, послушать красивое церковное пение. Сидеть только у себя дома нельзя, нужно смотреть, как и другие люди живут. С другими паломниками делишься опытом своей веры, обретаешь новый опыт. С православными ездить всегда легко: верующие живут легче, легче воспринимают трудности. Потом спрашивают: «Лен, а куда ты в следующий раз едешь?» Сравнивают: «А у нас в храме не так!»

«Лен, а куда ты в следующий раз едешь?»

17 декабря мы едем в Елоховский кафедральный собор, храм мученицы Ирины в Покровском (Ириновский храм) и на Афонское подворье, где можно будет подать требы на Афон.

Появились ли у тебя за время поездок любимые места путешествий?

Мне нравится Музей русской иконы, у Матронушки, к которой часто ездим, в Крыму. Я плохо переношу жару, но там мне хорошо. Получаемые в поездках знания складываются в копилку моих знаний о православии. Отец Сергий Себелев говорит: «Обмануть, запутать могут того, кто плохо знает основы своей веры. А того, кто знает твёрдо, не свернёшь с пути». Паломничество помогает на этом пути обретения новых знаний и укрепления в вере. Так же и всем желаю на собственном опыте, в том числе и паломническом, узнавать православие, веру и культуру. И ездить с нами в паломничества. А мы будем стараться делать так, чтобы всем было комфортно и интересно.

беседовала Анастасия Блинова

Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.