Два века Знаменского храма в Старой Кашире
В 1816 году в большом владельческом селе Старая Кашира Суковской волости Коломенского уезда на левом берегу Оки был построен каменный храм в классическом стиле, освящённый в честь иконы Божией Матери «Знамение», с приделами святителя Николая и преподобного Сергия Радонежского. Появление в селе такой святыни неудивительно: некогда здесь был деревянный Знаменский храм, один из четырнадцати храмов древнего города Кашира.
Кашира впервые упоминается между 1356 и 1359 годами в духовной грамоте (завещании) московского князя Ивана II Красного – сельцо Кошира завещано им своему сыну Дмитрию Донскому[i]. Именно здесь в 1380 году войско благоверного князя Димитрия соединилось перед походом на Куликово поле. И здесь, по преданию, проходил преподобный Сергий Радонежский, следуя из Коломны в Серпухов через древнюю Каширу, находившуюся тогда на левом берегу Оки. Через сто лет, в 1480 году, по приказу князя Ивана III Кашира была сожжена из-за невозможности противостоять татаро-монгольским набегам. Для их отражения в 1531 году здесь была построена крепость, состоящая из 8 башен, высоких земляных валов и деревянных укреплений. Уже в XVII веке после эпидемии чумы и разорения польскими казаками город Кашира опустел и был перенесён на правый берег Оки, где находится и сейчас. В напоминание о том, что здесь, на левом берегу Оки, происходили величайшие исторические события, остались крепостные валы, на которых стоит село Городище (своим названием обязанное древнему каширскому городищу), село Старая Кашира и старинный Знаменский храм.
Храм иконы Божией Матери «Знамение» в Заречье – так именовалась одна из деревянных церквей, построенных в XVI веке в древней каширской крепости. В городе было пять слобод, одну из которых называли Заречной – она была отделена от остальных некогда полноводной рекой Каширкой. Здесь, по преданию, и был построен деревянный Знаменский храм, один из четырнадцати храмов укреплённого города. Почему Знаменский? Из истории иконы «Знамение» мы знаем, что по молитвам перед ней был спасён от осады древний Новгород. Жители Каширы более века страдали от татаро-монгольских набегов, и молились Пресвятой Богородице о спасении. Также известно, что икона Божией Матери «Знамение» считается надвратной, то есть размещается над входом в жилище или ворота обители или города. Возможно, именно с этой стороны был расположен въезд в каширскую крепость.
«Для перенесения на новое место Каширы за реку была поменяна земля с Ильиными» – гласит древняя писцовая книга. В 1620 году помещику Якову Ильину была дана ввозная грамота, в которой определялось, что земля за речкой Каширкой принадлежит ему. Так Ильины стали владельцами Заречной слободки и пустоши Старая Кашира, а к XIX веку на этих территориях расположилось село Старая Кашира[ii].
В 1816 году по инициативе владелицы села Елизаветы Фёдоровны Ильиной на месте деревянного храма был построен каменный, из красного кирпича, украшенный деталями из белого камня, выполненный в лучших традициях русского классицизма: боковые притворы украшены портиками тосканского ордера, венчает храм восьмигранная в плане ротонда. Трёхъярусная колокольня соединена с четвериком посредством трапезной. С южной стороны (со стороны Оки) к храмовым портикам, украшенным колоннами, от церковных врат поднималась широкая белокаменная лестница. На территории храма до сего дня сохранился надгробный памятник Елизавете Фёдоровне, похороненной в 1849 году возле алтаря. Высеченная на белом камне надпись гласит: «Создательница Храма сего Елизавета Фёдоровна Ильина. Скончалась 25 августа 1849 года».
В ревизской сказке от 22 февраля 1834 года указано, что первым настоятелем Знаменского храма в 1816 году стал 30-летний священник Ермил Алексеев[iii]. В 1825 году он был переведён в село Ратмиры, а в Старую Каширу назначили 48-летнего священника Иоанна Никитина, а затем – священника Иоанна Федотовича Полетаева. Последний совершал своё служение в храме до 1862 года, был почислен на покой, и в 1865 году крестил сына нового настоятеля – священника Алексия Андреевича Никитского. В конце 1883 года резолюцией митрополита Московского Иоанникия (Руднева) отец Алексий был переведён в Благовещенский храм села Соколово Московского уезда (ныне г.о. Химки), где совершал служение вплоть до своей смерти 7 мая 1914 года (с 1899 года – в должности благочинного VII округа Московского уезда). Обязанности настоятеля нашего храма в течение года исполнял приходской священник Воскресенского храма села Кондрево Никита Благовещенский[iv].
С мая 1884 года по 1914 год настоятелем храма был священник Михаил Андреевич Карпов. В 1873 году он окончил Московскую духовную семинарию по второму разряду, с 1873 по 1884 год служил учителем, а 27 апреля 1884 года рукоположен во священники и направлен в Знаменский храм села Старая Кашира. Здесь отец Михаил также занимал должность законоучителя в Старокаширской сельской школе. В 1885 году за труды в народном образовании награждён медалью «За усердие» на Александровской ленте. Духовное и учительское ведомства поощряли деятельного священника. В 1886 году отец Михаил получил письменную благодарность от Коломенского учительского совета, в 1888 году от совета был награждён 25 рублями, в 1890 году – 15 рублями. В том же году награждён набедренником. В 1896 году в память царствования Александра III был награждён медалью, другую медаль получил в 1897 году за участие в переписи. В 1899 году награждён правом ношения фиолетовой скуфьи, в 1911 – наперсным крестом. За труды в народной школе отец Михаил был награждён орденом святой Анны III степени[v].
При отце Михаиле на приходе трудились псаломщики Пётр Руднев, Николай Гиляров и Василий Орлов, а также церковный староста Дмитрий Гаврилович Воробьёв. Умер отец Михаил 15 февраля 1914 года от инфаркта в возрасте 63 лет, оставив после себя десятерых детей. Почти все сыновья отца Михаила стали священнослужителями – за исключением младшего. Василий Михайлович Карпов уехал в деревню Арбеково Можайского района, где стал председателем колхоза. Под его руководством в колхозе производились систематические хищения, что не смогло скрыться от местных властей. В 30-е годы XX века Василий Карпов был обвинён в хищениях и растратах в колхозе, полностью признал себя виновным и был приговорён к высшей мере наказания[vi].
В марте 1914 года место умершего отца Михаила занимает его сын священник Николай Карпов, настоятель Богородицерождественского храма в селе Старое. В мае того же года его сменил настоятель Тихвинского храма села Среднее священник Василий Румянцев, а в августе 1914 года в Знаменский храм был назначен священник Сергий Сергеевич Смирнов. Он родился 11 января 1890 года в семье церковнослужителя: его отец, Сергей Сергеевич Смирнов, служил псаломщиком в Андреевской церкви села Суково. 31 июля 1914 года отец Сергий был рукоположен во священника и назначен в Старую Каширу, где прослужил до 1916 года. Согласно анкетным листам, он и диакон Сергий (Сергей Антипович Ильичёв), а также псаломщик Иван Ефимович Голованов сочувственно относились к обновленчеству и даже стали членами сектантского движения «Живая церковь»[vii]. Священник Сергий признаётся и в поддержке советской власти и политики социализма. Показательно и то, что в том же 1916 году отец Сергий выбрал в крёстные отцы для своей дочери будущего растратчика Василия Карпова[viii].
Составленная при настоятельстве отца Сергия клировая ведомость о церкви Знаменской села Старой Каширы Коломенского уезда Московской губернии за 1916 год сообщает, что «здание было каменным, с каменной колокольней в одной связи, крыта железом. Престолов в ней три: во имя Знамения Пресвятой Богородицы, святителя и Чудотворца Николая и преподобного Сергия Радонежского». В штате помимо священника состояли псаломщик и пономарь. Храму принадлежала усадебная земля вместе с церковным погостом (две десятины), пахотная (50 десятин), сенокосная (пять десятин) и 19 десятин 1109 кв. сажен леса. На территории храма было два дома для священников и церковнослужителей. К Знаменской церкви была приписана деревянная часовня, находившаяся в самом селе Старая Кашира[ix].
Наступивший XX век подарил Знаменскому храму ещё одного святого покровителя. В 1937 году настоятелем ранее закрытого храма был назначен 49-летний священник Феодор Грудаков. К тому времени он прошёл трёхлетнюю ссылку на Беломоро-Балтийском канале, по окончании которой имел право проживать только за т.н. «101 километром»[x]. Приехав в Старую Каширу (тогда – село Каширского района) 23 апреля 1937 года, отец Феодор совершал служение в Знаменском храме до 4 декабря того же года. Через три дня, 7 декабря, на священника поступил донос в Каширское отделение НКВД. Председатель колхоза в Старой Кашире, женщина, обвиняла пастыря в том, что «огораживая себя праздником Введения», он «созвал вечерню» и тем самым сорвал важное колхозное собрание, посвящённое предстоящим выборам в Верховный Совет СССР[xi]. То, что, несмотря на принуждение со стороны местной власти, верующие сельчане отправились не на проработку по выборам, а в храм, говорит о полном их доверии отцу Феодору и его несомненном авторитете среди колхозников. В тот же день священник был допрошен, были найдены и «свидетели», утверждавшие, что отец Феодор не раз позволял себе нелестные высказывания о власти, призывая верующих не подчиняться её требованиям. Вместе со священником был арестован и псаломщик Николай Сергеевич Успенский. Несмотря на то, что обвинения не выдерживали никакой критики, 49-летнего отца Феодора и его верного помощника приговорили к десяти годам ссылки[xii]. Думается, что органы НКВД нашли «смягчающие обстоятельства» для уже немолодого пастыря, отправив его отбывать повторный срок по статье 58-10 УК СССР, а не расстреляв его, как поступали со многими священниками. Дома отца Феодора ждали матушка Вера Александровна и трое детей – старшей дочери Нине к тому моменту было 17 лет. Её сын Борис Бармаков спустя много лет обратился в архив и нашёл информацию о судьбе своего деда, тогда как о Николае Успенском его родственникам не удалось узнать ничего[xiii].
Отец Феодор был отправлен отбывать наказание в Самарлаг НКВД. Здесь в посёлке Безымянка в 1937 году начиналось строительство Куйбышевского гидроузла, который должен был стать самым мощным в центральной России. Перед войной строительство стали сворачивать, заключённых перестали кормить и давать полноценный отдых[xiv]. В лагере резко выросла смертность, и частью печальной статистики стал отец Феодор. Его жизнь окончилась в Самарлаге 27 ноября 1940 года, место его захоронения неизвестно.
В 2000 году Юбилейный Собор Русской Православной Церкви прославил отца Феодора в лике новомучеников и исповедников Российских. Для Знаменского храма села Старая Кашира была написана икона священномученика Феодора – он является одним из чтимых храмовых святых.
После ареста отца Феодора в 1938 году Знаменский храм был закрыт, а потом разорён и разрушен. Старожилы помнят, как стоявшие на храме золотые кресты пропали за одну ночь. Восстанавливать храм начали только в нулевых годах XXI века. В 2004 году здесь возобновились богослужения – их совершал первый настоятель ещё разрушенного храма иеромонах Пётр (Пузенко). Для этого на территории храма был построен небольшой деревянный вагончик, приспособленный к совершению Божественной литургии. Отец Пётр осуществил первые попытки реставрации храма и оформления земли. При поддержке ступинских предпринимателей удалось восстановить стены и своды храма, часть колокольни и ограду.
В 2007 году должность настоятеля храма занял иеромонах Феодосий (Поддубоцкий), а в 2009 году – иерей Сергий Себелев, в настоящее время – благочинный Бронницкого церковного округа.
28 октября 2011 года настоятелем Знаменского храма назначен иерей Тихон Тимохин. 27 мая 2012 года была совершена первая в новой истории Божественная литургия в здании храма. Было принято решение открыть сначала западную часть храма, постепенно приводя в порядок и главную, восточную часть, и внешний вид храма. Со временем на храме появились крест и шпиль на колокольне, сделана отсутствовавшая крыша, осуществлены межъярусные перекрытия внутри колокольни и устроена лестница, проведён газ и сделано отопление. В день 200-летия храма, 23 июля 2016 года, торжественное богослужение впервые совершалось в основной части храма. К настоящему моменту завершена её внутренняя отделка, сделан тёплый пол, устроено возвышение для алтаря, установлены хоры на исторических конструкциях. Сделано много и наружных работ: оштукатурен восьмерик, сделана отмостка по периметру храма.
Согласно клировой ведомости 1916 года, к Знаменскому храму была приписана не сохранившаяся до наших дней часовня в селе Старая Кашира. Менее чем через сто лет, в 2015 году, на кладбище «Старая Кашира» была построена и освящена Иоанно-Предтеченская часовня.
В 2019 году полностью восстановлена колокольня и установлены колокола. 4 декабря, на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, над Старой Каширой впервые после долгих лет раздался первый благовест.
В 2021 году Знаменский храм вошёл в состав новообразованной Подольской епархии Русской Православной Церкви, в связи с чем потребовалось и переименование храма в юридических документах. При перерегистрации прихода стало известно, что согласно новому административному делению территория храма относится к городу Ступино, а село Старая Кашира – к городскому округу. По благословению Управляющего Подольской епархией архиепископа Подольского и Люберецкого Аксия было решено именовать приход так: «Знаменский храм в Старой Кашире города Ступино». Таким образом сохранено его историческое название и подчёркнута принадлежность к современному городу.
[i] РГАДА, ф. 135, оп. I-1, ед. хр. 469, л. 2об.
[ii] Там же, ф. 1209, оп. 77, ед. хр. 25269, ч.1, лл. 85-86.
[iii] ЦГА Москвы, ф.1574, оп.1, д.5, л.136.
[iv] Данные предоставлены Ступинским районным архивом.
[v] ЦГА Москвы, ф.1786, оп.1, д.714, лл.100об-102об.
[vi] ГАРФ, ф.10035, оп.1, д. 21683
[vii] ЦГА Москвы, ф.2303, оп.1, д.230, лл.34-36об.
[viii] Данные предоставлены Ступинским районным архивом.
[ix] ЦГА Москвы, ф.1371, оп.1, д.89, лл.86-87.
[x] ГАРФ, ф.10035, оп.1, д. П-72939, л.23.
[xi] Там же, ф.10035, оп.2, д.18065, лл.26-27.
[xii] Там же, л.29.
[xiii] Там же, д. П-72939, л.32.
[xiv] Там же, ф. 9414, оп.1. д.1140, л.140