Праздничные богослужения Великого поста

Великий пост небогат на праздники, оттого они так ожидаемы и любимы христианами. В этом году такие праздничные дни следуют один за другим: 7 апреля Благовещение Пресвятой Богородицы, 8 апреля – Лазарева суббота, а 9 апреля – Вербное воскресение, Вход Господень в Иерусалим. Уже в понедельник начнётся Страстная седмица, время особой скорби и воспоминания страданий Христа Спасителя. Но сейчас – один праздник сменяет другой, храм полон людей, и молитва в нём не прекращается ни на минуту. Кажется, что вместе с наступающей весной, с первым её теплом, оживает душа каждого верующего человека.

Первым красным днём великопостного календаря в этом году оказалось Благовещение Пресвятой Богородицы, выпавшее на пятницу. Многие прихожане приехали в четверг на вечернее богослужение, где можно было услышать чтение уникального канона Благовещения. Канон этот построен в форме диалога архангела Гавриила и Пресвятой Богородицы, и чтение каждого тропаря канона предваряется словами «Ангел возопи» или «Богородице рече». И наутро храм был полон, свечам возле иконы Благовещения было тесно, а среди прихожан чувствовались единение и молитвенный настрой. Интересно, что даже этот великий праздник не отменяет церковного поста, и в нашем храме совершалось великопостное богослужение с праздничными элементами (на часах вместо тропарей дня читался тропарь Благовещения, и совершалась вечерня с литургией Иоанна Златоуста). Собравшимся в этот день на молитву предстояла непростая длительная служба с земными поклонами, большим объёмом чтения. Но даже в такой день в храме чувствовалось праздничное настроение: в центре на аналое – украшенная цветами икона Благовещения, настоятель храма отец Тихон служит в голубом облачении, и вся служба в этот день – Богородице. По окончании богослужения батюшка поздравил всех с великим праздником и отметил, что в этом году Благовещение пришлось на последний день Великого поста (оставшиеся дни будут относиться уже к Страстной седмице): «Сегодня – Благовещение Пресвятой Богородицы. Ей явился архангел Гавриил, который возвестил, что за свою чистую и святую жизнь Она была избрана той лестницей, по которой Бог снизойдёт на землю. В конце диалога с архангелом Пресвятая Богородица сказала: «Се раба Господня, да будет мне по слову Твоему». Эти слова означали Её добровольное согласие стать Матерью Господа. Само слово «Благовещение» означает благую весть о том, что Христос Спаситель через девять месяцев после этого родится в мир. И сам мир изменится, потому что Христос Спаситель победил смерть и воскрес из мертвых».

Теме воскресения из мертвых был посвящён следующий за Благовещением день – в этом году на него пришлась Лазарева суббота. В этот день Христос пришёл в Вифанию и воскресил из мертвых праведного Лазаря, брата своих верных учениц Марии и Марфы. Этот святой и Евангельское чтение Лазаревой субботы известны даже невоцерковлённому человеку по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»: «Где тут про воскресение Лазаря?.. Найди и прочти мне», – просит Соню Мармеладову Раскольников. Этот объёмный евангельский отрывок, имеющий кульминационное значение в романе, полностью вошёл в книгу. В Лазареву субботу в нашем храме он звучал дважды: на литургии и перед причащением – на русском языке. После службы отец Тихон поздравил прихожан с праздником, отметив, что на этот субботний день переносятся воскресные особенности богослужения: на вечерней службе исполнялась воскресная стихира «Воскресение Христово видевше…» (на воскресном всенощном бдении её уже не будет – начинается Страстная седмица). Так Церковь находит возможность почтить Воскресение Христово и напомнить всем слова Христа Спасителя: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в меня, если и умрёт, оживёт. И всякий живущий верующий в меня не умрёт вовек».

Наверное, самый ожидаемый праздник Великого поста – Неделя ваий, в народе – Вербное воскресенье. Вход Господень в Иерусалим – так ещё называется сегодняшний праздник; воскресив в Вифании умершего Лазаря, Христос на осле въезжает в Иерусалим под радостные крики: «Благословен Грядый во имя Господне!». Радость от встречи Царя Иудейского смешивается с болью предстоящих Его страданий, первое весеннее тепло – с напряжённостью наступающей Страстной седмицы. Ещё одно название праздника – Цветоносная неделя – напоминает о том, что Христа встречали в Иерусалиме как настоящего Царя – с пальмовыми ветвями и возгласами «осанна!» В этот день и накануне вечером, по традиции, во всех храмах освящаются и раздаются прихожанам вербные веточки.

Верба растёт неподалёку от нашего храма, и у нас таких веточек набирается целое ведро. Освящаются они уже вечером накануне праздника, и все, кто пришёл на вечернюю службу, уносят домой гладкие веточки с пушистыми комочками. «Мальчики да девочки свечечки да вербочки понесли домой» – звучат в голове строки из стихотворения Александра Блока. В каждый дом со «свечечками и вербочками» входит радостное настроение от наступающего праздника. Конечно, впереди ещё Страстная седмица, и те, кто сегодня восклицает: «Осанна!», завтра будут кричать: «Распни, распни!». Но сейчас – время радости: Царь Иудейский на ослике въезжает в Иерусалим!

Наш храм с самого утра заполнен прихожанами. Почти у каждого в руках вербные веточки – после службы батюшка освятит их. Праздничная икона украшена цветами и декоративными пальмовыми ветвями: прикладываясь к ней, чувствуешь цветочный запах. Стоящее возле клироса ведро с вербой тоже пахнет свежестью, весной, праздником. После службы оно опустеет, а вербные веточки раздадут прихожанам. Праздничная служба проходит как одно мгновение, и всё в ней – о том, как Христос въезжает в Иерусалим, всё словно кричит ему: «Осанна! Благословен Грядый во Имя Господне!» И «всякое дыхание хвалит Господа», радуется и встречает Христа Спасителя. Очереди из причастников не видно конца, хор долго поёт «Тело Христово…», затем, уже после службы, – тропари, кондак и величание праздника. В это время отец Тихон освящает принесённые прихожанами вербные веточки и вместе с алтарниками раздаёт уже освящённые. По окончании службы батюшка благодарит всех пришедших и поздравляет с праздником Входа Господня в Иерусалим: «Сегодняшний день – начало Страстной седмицы. Как мы слышали в Евангелии, Христос Спаситель вошёл в Иерусалим не на белой лошади, а на молодом осле. Это означало, что Он входит в город как путешественник. Встречала Его восторженная толпа, которая дивилась чудесам Христа Спасителя, и особое впечатление на людей произвело воскресение Лазаря Четверодневного. Святитель Василий Великий, размышляя на эту тему, говорит, что главное не те восторженные возгласы толпы, а то, что творилось в душе человека, который встречал Христа Спасителя. И дай Бог, чтобы мы не только внешними атрибутами своей жизни показывали, что мы прославляем и любим Господа, но и внутри себя искренне любили Господа и встречали Его всем сердцем. Дай Бог, чтобы и сегодняшний праздник вошёл в наши сердца и души и чтобы мы провели оставшееся до Пасхи время достойно, в молитве и благих делах, и с честью встретили праздник Светлого Христова Воскресения». Также отец Тихон пригласил прихожан на предстоящие богослужения Страстной седмицы и рассказал о том, как будет проходить праздник Пасхи на нашем приходе.

По окончании богослужения на территории храма прошла ярмарка пасхальных поделок, изготовленных детьми, занимающимися в студиях рукоделия при Доме культуры села Городище. Красивые разноцветные сувениры притягивали внимание прихожан, выходящих из храма, и многие поделки нашли своих обладателей.

Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.