«Во Иордане крещающуся Тебе, Господи…»

Праздник Крещения Господня у большинства людей ассоциируется с освящением воды, купанием в проруби и знаменитыми русскими крещенскими морозами. Но гораздо важнее за ритуалами и приметами разглядеть настоящий праздник и настоящее Чудо Божие: воплотившийся Господь приходит принять крещение от Иоанна Предтечи. «Святой Иоанн Предтеча принял от Бога повеление крестить народ в знак очищения грехов. Как человек, Христос должен был «исполнить» эту заповедь и, следовательно, креститься от Иоанна. Этим Он подтвердил святость и величие действий Иоанна, а христианам на вечное время дал пример послушания воле Божией и смирения» (схиархимандрит Иоанн Маслов). Также, по словам схиархимандрита Иоанна, при Крещении Господа во Иордане открылось людям истинное Богопочитание (религия), была явлена до тех пор неведомая тайна Троичности Божества (отсюда другое название праздника – Богоявление). Также этот праздник называется днём Просвещения – из-за древней традиции в навечерие Крещения Господня совершать крещение оглашенных, что, по сути, является духовным просвещением.

Ощутить это чувство просвещения, духовной радости, можно, посетив праздничные богослужения этого дня. Крещение, как и Рождество Христово, предваряет Сочельник – в который утром совершается литургия святителя Василия Великого с чином великого освящения воды, а вечером – всенощное бдение, состоящее из великого повечерия и утрени. Богослужения Сочельника готовят нас к предстоящему празднику, напоминая о евангельских событиях и воссоздавая их атмосферу. А уже ночью – праздничная литургия, по окончании которой также совершается чин великого освящения воды. В эти дни часто спрашивают, какую воду лучше брать и чем одна отличается от другой. Предваряя эти вопросы, отвечаем: ничем, потому что чин освящения воды один и тот же, а Крещение и Богоявление – два названия одного праздника.

Если с самого утра большую часть пространства храма занимают бочки, наполненные водой, значит, близится Крещение Господне. После утреннего чина освящения воды в течение дня крещенскую святыню разбирают прихожане, но к ночной службе бочки снова будут полны. Несмотря на будние дни, в храме многолюдно: прихожане стараются посетить и литургию святителя Василия Великого в Сочельник, и всенощное бдение вечером, и приехать на ночную крещенскую службу, а гости храма в течение всего дня заезжают за освящённой водой.

Главным праздничным событием является ночное крещенское богослужение. Храм открыт целый день, и к вечеру его двери впускают всё больше и больше прихожан, а машинам тесно на небольшой прихрамовой парковке. Всех, кто приехал на общественном транспорте из города Ступино и села Городище, домой отвезёт специально заказанный автобус. В центре храма на аналое – икона Крещения Господня: Христос стоит возле Иордана, готовый войти в воду и принять крещение от Иоанна Предтечи. Так же замирает перед службой храм, замолкают люди, стихают разговоры под звуки возгласа: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа…» Ночная служба всегда летит незаметно: забывается накопленная за день усталость, испаряются проблемы, обиды и заботы растворяются в словах молитв и праздничных песнопений. Вместо «Трисвятого» в эту ночь поют «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся…» – традиционное песнопение крестин. Создаётся ощущение, что все, кто сегодня пришёл на эту праздничную службу, присутствуют на Крещении Богомладенца Христа, словно нет времени, отделяющего нас от этого евангельского события. И что здесь и сейчас всё начинается сначала: и чудеса, и страдания, и смерть, и бессмертие.

А сразу после ночной литургии – «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи…» Снова – великое освящение воды, снова в наполненные бочки погружается крест, снова на прихожан брызгами летит крещенская вода, а с клироса доносится пение праздничного тропаря. Радость всё больше заполняет храм, охватывает каждую душу – кажется, совершенно невозможно уехать с этого праздника усталым или грустным. Всё в эту Крещенскую ночь как-то иначе: даже настоятель храма отец Тихон говорит проповедь не с амвона, а стоя посреди прихожан в центре храма, сразу после освящения воды. Батюшка напомнил, что в этот день вспоминается не только историческое событие Крещения Господа Иисуса Христа в реке Иордан, но и Богоявление – в этот день Христос Спаситель явился как Бог, и впервые в новозаветной истории явилась Святая Троица. «Дай Бог, чтобы этот праздник складывался в нашем сердце, напоминал нам о том, что Христос пришёл в мир через крещение, проповедовал и завершил свою жизнь страданиями и крестной смертью и воскресением. Всех вас поздравляю с праздником и желаю Божией помощи», – сказал отец Тихон в завершение ночного богослужения.

После службы крещенскую воду раздавали сразу несколько прихожан и работников храма, подключился к ним и отец Тихон. Нужно было как можно скорее раздать воду тем, кто приехал общественным транспортом – возле храма их ждал автобус, который развёз всех по остановкам в городе Ступино. Оставшиеся помогать трудились в храме ещё долго: желающих получить освящённую воду в эту праздничную ночь оказалось много. Гости уезжали из храма с необходимым количеством воды: благодаря Ступинскому водоканалу все бочки были своевременно наполнены. Раздачу святыни продолжили и наутро после праздника – 19 января целый день прихожане и работники храма наливали воду всем желающим. На этом раздача крещенской воды не прекращается, и хочется надеяться, что ещё многие смогут получить из рук работников нашего прихода капельку праздника Крещения Господня – святую воду, освящённую особым, великим праздничным чином.

Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.