Паломническая поездка прихода в Высоцкий и Введенский монастыри г. Серпухова.

Продолжая ежемесячные паломнические поездки, «Знаменский паломник» отправился в традиционную осеннюю поездку в г. Серпухов к иконе Божьей Матери «Неупиваемая чаша» в Высоцкий и Введенский Владычные монастыри, с обязательным заездом в с. Талеж.

    Первое упоминание о городе Серпухове относится к 1339 г., он был выделен «в удел», центром которого был вплоть до 1462 года. Первым князем здесь стал четвертый сын Ивана Калиты Андрей. Однако не ему суждено было поднять и прославить город – его сыну Владимиру, двоюродному брату и ближайшему сподвижнику Дмитрия Донского. Со времени образования Московской губернии в 1708 г. Серпухов входил в её состав. Город родился на окских рубежах как важная стратегическая крепость. Издревле сложилось так, что Серпухов со дня своего основания стал форпостом южных рубежей Московии. Древняя часть города расположена на высоком мысу при слиянии реки Серпейки с Нарой. Здесь уцелели фрагменты белокаменных стен Кремля, Троицкий собор. Периферийные районы современного города формировались в основном из фабричных сел, монастырских слобод, объединенных в единое целое уже в настоящее время. В 1360 г. и 1374 г. к югу от города строятся Высоцкий и Владычный монастыри – форпосты с белокаменными храмами. Монастыри играли значительную роль в культурной жизни города. Созданию интенсивной духовной атмосферы способствовал первый настоятель Троицкого монастыря, ученик Сергия Радонежского монах Афанасий.

    Самая большая программа посещения была в Высоцком мужском монастыре. Паломники помолились на Божественной литургии, панихиде и молебне с акафистом у чудотворной иконы Божией Матери «Неупиваемая чаша». В Покровском храме обители пред Чудотворным образом Божией Матери «Неупиваемая Чаша» день и ночь неугасимо горит лампада, как символ тех молитв, которые во всякое время из разных мест обращены к Первообразной о спасении, исправлении, исцелении пьяниц, наркоманов, курящих, блудников, всех, страждущих недугами телесными и душевными. Множество драгоценных даров, украшающих святую икону, является свидетельством благодатной помощи, полученной от чудотворной иконы, и того упования, которое возлагают нуждающиеся в такой помощи на предстательство Богоматери по молитвам перед этой иконой.

   После молебна группа отправилась на экскурсию по монастырю. Узнали историю обители. Серпуховской Высоцкий мужской монастырь входит в число девяти обителей, основанных преподобным Сергием Радонежским. В то время в Серпухове княжил двоюродный брат святого благоверного князя Димитрия Донского Серпуховской князь Владимир Андреевич Храбрый. Он пожелал украсить стольный город святой обителью и попросил помощи в этом богоугодном деле у своего духовного отца — преподобного Сергия Радонежского. Несмотря на преклонные годы и зимнее время года великий подвижник откликнулся на просьбу и пешком, в сопровождении любимого ученика Афанасия, пришел в Серпухов. Место для монастыря было выбрано на берегу реки Нары, недалеко от ее впадения в Оку, на одном из холмов. Князь выразил желание посвятить обитель честному зачатию правед-ной Анной Божией Матери. Святой старец совершил молитву на основание монастыря, которую и поныне ежедневно возносит братия за богослужением. Так 2 декабря 1374 г. был основан Серпуховской мужской монастырь, по месту основания на холме Высоком получивший название Высоцкого. В дальнейшем история монастыря тесно связана с городом Серпуховым. К началу XX в. Высоцкий монастырь, по отзывам современников, представлял собой одну из самых благоустроенных обителей Отечества.

    В 1928 г. власти закрыли монастырь. Только Покровский храм продолжал действовать в качестве приходского. В 1931 г. монастырь полностью прекратил свою деятельность. 25 марта 1991 г. Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение об открытии и возрождении Серпуховского Высоцкого мужского монастыря. Начались восстановительно-реставрационные работы.  8 мая 2003 г. обитель торжественно отметила 125-летие явления чудотворного образа Божией Матери «Неупиваемая Чаша», почитание которого было возобновлено по открытии монастыря. Воссозданный первообраз находится в Покровском храме.

  Сегодня в монастыре действуют шесть храмов: Покровский, Никольский, Зачатьевский, Сергиевский, во имя Трех святителей и в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница», еще в трех продолжаются реставрационные работы и создаются два новых.

   В монастыре собрано множество святынь, благоговейно почитаемых верующими, в том числе около трехсот частиц мощей угодников Божиих. Особое место занимает чудотворный образ Божией Матери «Неупиваемая Чаша», в который вставлен ковчежец с частицей пояса Пресвятой Богородицы. Образ прославлен многими чудесами и исцелениями, в основном, от страстей винопития, наркомании и табакокурения. В том же храме почивают святые мощи преподобного Афанасия Высоцкого младшего.

  В монастыре ежедневно совершается полный круг богослужений с обязательным по окончании Литургии водосвятным молебном перед чудотворным образом Божией Матери «Неупиваемая Чаша».

   Группа посетила Никольский, Зачатьевский и Покровские храмы монастыря. Порадовала так же и монастырская трапеза.

  Вторым местом посещения была Введенский Владычный женский монастырь, где был явлен первообраз иконы БМ «Неупиваемая чаша».

  Явление первообраза иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» произошло в 1878 году. Один крестьянин Ефремовского уезда Тульской губернии, заслуженный отставной солдат, был одержим страстью пьянства. Он пропивал всю пенсию, все, что находил в своем доме, и дошел до нищенского состояния. От непомерного пьянства у него отнялись ноги, но он все продолжал пить. И вот однажды этот уже совершенно опустившийся человек видит необыкновенный сон. Перед ним предстал благолепный старец-схимник и сказал: «Иди в город Серпухов, в монастырь Владычицы Богородицы. Там есть икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша», отслужи перед ней молебен и будешь здоров душой и телом».Не владея ногами, не имея посторонней помощи, без всяких средств, крестьянин не рискнул отправиться в дальнее путешествие. Святолепный старец явился ему снова, но тот все еще не решался выполнить услышанное. Старец явился ему в третий раз и уже настолько грозно приказал исполнить повеление, что несчастный пьяница немедленно на четвереньках отправился в путь. В одном селении он остановился на ночлег. Сердобольная старушка-хозяйка, чтобы облегчить боль, растерла ему ноги и уложила его на печь. Ночью путник почувствовал приятное ощущение в ногах, попробовал встать и, хотя очень слабо, мог удержаться на них. На следующую ночь ему стало еще легче. Так, опираясь сначала на две, а потом и на одну палку, он добрался до Серпухова.

  Придя в монастырь, страждущий рассказал о своих сновидениях и попросил отслужить молебен. Но никто в монастыре не знал иконы Божией Матери с таким наименованием. Тогда кому-то пришла мысль: не та ли это икона, которая висит в проходе из соборного храма в ризницу, на ней есть изображение чаши. Каково же было удивление всех, когда на обратной стороне иконы действительно увидели надпись: «Неупиваемая Чаша»! Знаменательно было и то, что в лике на раке преподобного Варлаама, недугующий крестьянин сразу же узнал того благолепного старца, который являлся ему во сне. Новообретенный образ был перенесен в храм и перед ним совершен молебен. Из Серпухова бывший пьяница возвращался совершенно здоровым. Он получил не только исцеление больных ног, самое главное – он перестал испытывать непреодолимую тягу к губительной чаше вина.

  Весть о чудном явлении быстро распространилась по городу Серпухову и затем по ближним и дальним весям Серпуховского уезда и далеко за его пределами. Стали приходить и приезжать одержимые пьянственной страстью, чтобы помолиться Матери Божией пред ее новоявленною иконою. Некоторые же являлись снова, чтобы благодарить Царицу Небесную за ее великие милости, за исцеления.

  Еще одной святыней Владычного монастыря являются ее мироточивые иконы. 14 сентября 1999 г. начал мироточить Крест-Голгофа, 28 апреля 2000 г.  — икона Божией Матери «Всецарица», а с 19 августа 2000 г. началось массовое мироточение многих храмовых икон. Мироточение чаще всего можно наблюдать к концу всенощного бдения, перед двунадесятыми и престольными праздниками, в субботу после полиелея. Обычно мироточат сразу несколько икон одновременно.

  Так же в монастыре находится гробница первого строителя монастыря Варлаама Серпуховского, почитаемого как чудотворца. На могиле припадобного зафиксировано множество исцелений от рака, беснования и других тяжелых телесных немощей.

  В селе Талеж находится подворье Давидовой пустыни. Там из-под земли исходит обильный источник родниковой воды, освященный во имя прп. Давида. Окунувшись в целебные воды и набрав святой воды, паломники возвратились домой.

                              Сопровождающая группы Сударикова Елена

Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.