Престольный праздник Казанского (Андреевского) храма в Суково

30 октября – день памяти преподобномученика Андрея Критского, главный престольный праздник Казанского (Андреевского) храма села Суково.

При начале строительства в 1742 году владелица села Стефанида Григорова повелела освятить главный престол храма в честь небесного покровителя своего сына воина Андрея, а боковой – в честь заступницы русских войск Казанской иконы Божией Матери. Подтверждают этот факт клировые ведомости построенного в 1745 году храма: до революции храм именовался Андреевским, а вместе с ним – и всё село.

Сохранились в архивах документы об освящении храма: в письме зятя Стефаниды Григоровой майора Михаила Кропотова епископу Коломенскому и Каширскому Савве (1744 год) говорится, что храм построен ещё в 1742 году, но из-за земельных споров до сих пор не освящён. Только 22 июня 1745 года разрешение на освящение будет получено. Говорится также и о причинах устроения храма в Суково. До этого село относилось к приходу Григорие-Богословского храма в селе Селижары (Возцы), отделённом речкой Селижаркой. Весеннее половодье препятствовало проходу в храм. Так объясняется и то, что новый храм в Суково построен на возвышении, позволявшем избежать весеннего подтопления.

К храму в Суково были приписаны ещё два храма: Казанский в селе Батайки и Богородицерождественский на погосте Кременье. В 1903 году настоятелем храма стал переведённый из села Кондрево священник Василий Веселовский. В конце 1930 года он был обвинён в том, что «в престольный праздник октябрьский в 1929 году, когда ходил по домам с молебном, открыто среди граждан говорил: варварская советская власть делает гонение на Церковь». Отец Василий был арестован и приговорён к трёхлетней ссылке, по возвращении из которой умер в 1935 году и похоронен на кладбище в Суково.

В том же году в Суково из Каширы приехал иеромонах Мефодий (Иванов), назначенный настоятелем храма и в 1936 году возведённый в сан игумена. Вместе с ним приехали насельницы закрытого в 1929 году Никитского монастыря в Кашире – жить в городе им было запрещено. Постриженицы отца Мефодия и местные жители помогали ему в его служении и трудились в храме.

26 июля 1937 года в Каширское отделение НКВД пришло предписание: «Немедленно арестуйте иеромонаха Мефодия Иванова и привлеките его к ответственности по ст.58-10 УК. Арест согласуйте с районным прокурором. В процессе следствия необходимо вскрыть контрреволюционную деятельность Иванова». Уже 28 июля отец Мефодий был арестован и заключён в Каширскую тюрьму. Как видно из материалов дела, местонахождение отца Мефодия и каширских монахинь раскрыл следствию диакон Успенского собора. Он же рассказал о контрреволюционной деятельности и «нелегальных монашеских сборищах», проводимых отцом Мефодием и его постриженицами. Подследственные были немедленно допрошены, а затем обвинены в контрреволюционной деятельности. 8 сентября 1937 года Тройка при УНКВД СССР приговорила игумена Мефодия к расстрелу, и на следующий день приговор был приведён в исполнение на Бутовском полигоне. Монахини получили 10 лет ссылки, и одна из них, Евфросиния Тимофеева, погибла 5 ноября 1942 года в Каргопольлаге. Вместе со своим духовным наставником в 2000 году она была включена в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской.

После ареста священника и монахинь храм был закрыт, разорён и постепенно пришёл в руинированное состояние. В настоящее время производится сбор необходимой документации и подготовка к реставрации.