Рабочая встреча с настоятелем Тихвинского храма города Троицк протоиереем Николаем Степанычевым

11 апреля по благословению настоятеля нашего храма священника Тихона Тимохина Анастасия Блинова и Светлана Белова отправились в Троицк (ныне территория Новой Москвы) для встречи с настоятелем Тихвинского храма протоиереем Николаем Степанычевым. Троицк (тогда – село Богородское-Ватутинки) – первое место служения священномученика Феодора Грудакова, в 1937 году бывшего настоятелем нашего храма. 4 декабря 1937 года отец Феодор был арестован по доносу председателя колхоза в Старой Кашире и приговорён к 10 годам ссылки. В 1940 году он погиб в Самарлаге НКВД, а спустя 60 лет прославлен в лике святых.

Для своих гостий отец Николай провёл экскурсию по храму, подробно рассказав об этапах его восстановления. Советская власть не пощадила и этот небольшой подмосковный храм: в 1922 году из него были изъяты церковные ценности, и под документами об изъятии был вынужден подписаться председатель приходского совета священник Феодор Грудаков. После его первого ареста в 1930 году Тихвинский храм был разграблен и закрыт. Здесь разместилось общежитие Троицкой камвольной фабрики. Восстановление храма и приходской жизни началось в 90-е годы прошлого века и продолжается до сих пор. Отец Николай рассказал, что нынешний храм многим отличается от того, в котором совершал служение отец Феодор. Уже в наши дни были пристроены алтарная часть и колокольня, перекрыта крыша, изменилось и внутреннее убранство. На стенах появились росписи в неоитальянском стиле, одну из стен в алтаре украшает лик священномученика Феодора. Отец Николай признаётся: от первоначального облика храма осталось так мало, что он был снят с баланса Министерства культуры и по документам перестал считаться памятником архитектуры.

За церковной оградой, говорит отец Николай, тоже – территория прихода. Из-за современного высокого забора смотрит на гостей ветхий деревянный дом, который здесь считают домом священника. Старожилы рассказывали, что отец Феодор с матушкой и детьми жил прямо напротив храма. Сегодня этот дом принадлежит другой семье. Потомки Грудаковых проживают в Москве и в храм давно не приезжают.

В Троицке отца Феодора почитают не меньше, чем в Старой Кашире. Одно из главных мест в храме отведено его иконе, и на каждом информационном стенде упоминается святой настоятель, его житие и подвиг за веру Христову. Даже случайно пришедший сюда человек обратит внимание на чёрно-белый портрет священника с внимательными глазами и прочтёт, что отец Феодор жил и служил здесь с 1911 по 1930 год, а затем был арестован и сослан в Беломоро-Балтийский лагерь. После трёхлетнего заключения по советским законам отец Феодор имел право проживания только за так называемым «сто первым километром». Так в 1937 году он оказался в Старой Кашире, где стал настоятелем нашего храма. В конце 1937 года председатель колхоза в Старой Кашире написала на отца Феодора донос в Каширское отделение НКВД. Женщина обвинила священника в срыве проработки колхозников перед предстоящими выборами в Верховный Совет СССР. Думается, что, назначая это мероприятие на вечер 3 декабря, в канун праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, представительница местной власти рассчитывала «проработать» с подчинёнными колхозниками и вопрос о посещении храма. Однако верующие сельчане вместо собрания отправились на всенощное бдение, и проработка не состоялась. Это обстоятельство легло в основу доноса, в котором говорится, что отец Феодор нарочно «созвал вечерню», чтобы помешать политически важному мероприятию. Так священник получил политическую статью и 10 лет ссылки в Безымянлаг НКВД (подразделение Самарлага), где погиб 27 ноября 1940 года.

Наши сотрудницы узнали и о современной приходской жизни Тихвинского храма. В его штате состоит ещё один священник Антоний Лакирев, которого отец Николай описывает как прекрасного проповедника и большого знатока Ветхого Завета, человека высокой духовной жизни. В уютном приходском доме на территории храма размещены библиотека, воскресная школа и трапезная. За чаем отец Николай интересуется приходской жизнью в Старой Кашире и, слушая рассказы Анастасии и Светланы об информационных ресурсах нашего храма, богослужебной и миссионерской деятельности прихода, радостно улыбается: «Значит, есть жизнь за МКАДом!» Гостьи рассказали отцу Николаю и о городе Ступино, выросшем из небольшой деревни в рабочий посёлок, а затем – в центр одного из самых больших районов Московской области. Отец Николай отметил, что похожая судьба и у села Богородское-Ватутинки, которое было деревней, а теперь вошло в состав Новой Москвы.

В подарок Анастасия и Светлана привезли отцу Николаю буклеты с информацией о нашем храме и сборники своих стихотворений. Прощаясь, гостьи благодарили батюшку за тёплый приём, а отец Николай, в свою очередь, пригласил их снова посетить Тихвинский храм.

Вечером, по окончании поездки, общение с отцом Николаем продолжилось в переписке. Он прислал имеющиеся у него сведения об отце Феодоре и его семье, опубликованные в книге памяти жертв политических репрессий Троицка. В ходе общения обнаружилось множество важных тем для обсуждения. Думается, что следующая поездка в Троицк будет не менее насыщенной и информативной.

Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.