Духовно-нравственное значение подвига новомучеников и исповедников Ступинских (доклад священника Тихона Тимохина на пастырском семинаре)

11 января в Покровском храме села Воскресёнки состоялось собрание настоятелей Ступинского благочиния и пастырский семинар. На пастырском семинаре с докладом на тему «Духовно-нравственное значение подвига новомучеников и исповедников Ступинских» выступил настоятель нашего храма священник Тихон Тимохин.

 Духовно-нравственное значение подвига новомучеников и исповедников Ступинских

В прошедшем 2017 году в связи со 100-летием начала гонений на Церковь особое внимание уделялось новомученикам и исповедникам Российским. В память о произошедших событиях проводились различные соборные и торжественные богослужения и мероприятия, проходившие в том числе и в нашем районе. Для нас в первую очередь были важны новомученики Ступинские, жившие и совершавшие своё служение на нашей земле. Это священники и монахи, настоятели и клирики храмов нашего района, а также миряне.

В истории России прошедший XX век был ознаменован жестокими гонениями советской власти на Православную Церковь. Многие клирики и простые верующие были преследуемы атеистическим государством за свои религиозные убеждения. Подвиг новомучеников и исповедников Российских является ярчайшим примером верности Христу и Его Церкви.

Нужно отметить, что Русская Православная Церковь, в отличие от других древних поместных Церквей, не знала в своей истории эпохи мучеников. Такой эпохой для неё стал ХХ век. Именно на исходе второго христианского тысячелетия наша поместная Церковь приносит Христу плод своих голгофских страданий – великий сонм святых мучеников и исповедников Российских XX века, среди которых особое значение для нас, совершающих свое служение на Ступинской земле, имеют новомученики и исповедники Ступинские.

На сегодняшний день в сонме собора Ступинских святых прославлено 28 новомучеников. Из них самое большое количество в Малинском благочинии – 21 новомученик: В Ступинском благочинии прославлено 7 святых:

— преподобномученик Феодосий (Бобков), память совершается в храме Рождества Богородицы с. Вихорна;

— преподобномученик Мефодий (Иванов), память совершается в Казанском храме д. Суково;

— священномученик Димитрий (Розанов), память совершается в Михаило-Архангельском храме с. Починки;

— священномученик Феодор (Грудаков), память совершается в Знаменском храме с. Старя Кашира;

— священномученик Петр (Орлинков) – совершал своё служение в 30-е годы в Воскресенской церкви с. Кондрево, что между с. Суково и Старой Каширой. В настоящее время от храма остался только фундамент небольшого храма в честь Воскресения Христова;

— священномученик Петр (Успенский), память совершается в Иоанно-Предтеченском храме с. Ивановское;

— преподобномученица Ефросиния (Тимофеева) – постриженица преподобномученика Мефодия (Иванова), проживала при Казанском храме с. Суково, помогая в делах игумену Мефодию.   

Почему так важны для нас новомученики Ступинские, их жития, их почитание и прославление? Их имена порою неизвестны нам самим, что тогда говорить о других жителях нашего города. А ведь миллионы священнослужителей и мирян отдали свои жизни за веру во Христа Спасителя, для того, чтобы продолжала свое спасительное служение Церковь Христова. В этом смысле значение их подвига определяется словами апостола и евангелиста Иоанна Богослова: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя».

Именно эту заповедь Христа исполнили наши новомученики. Их подвиг – это пример горячей веры и ревностного служения, готовности до последнего вздоха исповедовать Христа Спасителя даже перед лицом смерти. Сегодня исповедание веры не несёт для человека никакой опасности, но нельзя быть уверенным, что такого не случится завтра или через сто лет.

На сегодняшний день единственным информационным ресурсом, где собраны полностью имена и жизнеописания наших Ступинских святых является сайт Супинского благочиния.

В прошедшем году подвигу многих новомучеников Ступинских исполнилось 80 лет – некоторые из них расстреляны в страшном для России 1937 году. Истории закрытия тех двух храмов, где я совершаю своё служение, связаны с жизнью двух Ступинских новомучеников – священномученика Феодора Грудакова, совершавшего своё служение в Знаменском храме села Старая Кашира, и преподобномученика Мефодия Иванова, служившего в Казанском храме села Суково.

Обращаясь к жизнеописанию подвига преподобномученика Мефодия (Иванова), совершавшего служение в Казанском храме с. Суково, мы видим, что служение для него было на первом месте. В связи с чем он принимает монашеский постриг и всю свою жизнь посвящает служению Церкви. После того как он был рукоположен в сан священника, он совершал своё служение в Москве в известном Покровском монастыре и храме Иерусалимской иконы Божией Матери. Ревностный пастырь своим служением привлекает к себе внимание властей, и после четырёх лет служения (с 1925 по 1929 год) его арестовывают и направляют в Архангельскую область. Несколько лет, проведённые в суровом северном краю в ссылке, не сломили святого и не сбили с христианского пути. Пребывая в ссылке, преподобномученик Мефодий (Иванов) и там продолжал своё пастырское служение – это видно из тех писем, которые писал ему протоиерей Пётр, с которым он познакомился в ссылке и совместно тайно от властей в ссылке совершал богослужения. Например, письмо протоиерея Петра отцу Мефодию от 1 января 1937 года начинается словами: «Глубокоуважаемый друг и собрат о. Мефодий, радуйся о Господе!» – при чтении этих слов невольно вспоминаются слова апостола Павла: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь и за всё благодарите Бога» – вот живой пример искренней веры в Бога.

После ссылки преподобномученику разрешалось жить только за 101-м километром, и он был назначен настоятелем Казанского храма с. Суково. Вокруг отца Мефодия, как духоносного священника, стали собираться люди, ищущие духовного подвига. Ближайшим его окружением были несколько монахинь, как и он, прошедших ссылку. Отец Мефодий тайно от всех совершал монашеские постриги. Одной из его пострижениц была Евфросинья Тимофеева, в монашестве Антонина, которая провела 10 лет в лагерях и также была прославлена в лике святых. Здесь мне вспоминаются слова великого подвижника земли Русской преподобного Серафима Саровского: «Стяжи дух мирен и тысячи вокруг тебя спасутся».

В 1936 году иеромонаха Мефодия возвели в сан игумена. По этому поводу находящийся в ссылке духовник отца Мефодия епископ Гурий (Степанов) прислал ему письмо: «Дорогой отче. Я очень рад твоему предстоящему возвышению… Но, так как игуменствовать тебе (за неимением монашеской братии) не над кем, то, кажется, придётся заняться усиленным игуменством над самим собой, т.е воззрением, трезвением над своим сердцем, и всей своей жизни, что я от души молитвенно тебе желаю… Божие тебе благословение». Эти слова духовника были напутствием преподобномученику Мефодию вплоть до конца его дней, когда он, осуждённый тройкой УНКВД, был расстрелян на Бутовском полигоне 9 сентября 1937 года.

Еще один святой, о котором я хотел бы кратко упомянуть, это священномученик Феодор (Грудаков), совершавший своё служение в Знаменском храме села Старая Кашира. В его биографии и биографии преподобномученика Мефодия (Иванова) есть много общего. Отец Феодор был арестован в 1930 году за своё ревностное служение в храмах Подольского уезда и в апреле 1937 году по возвращении из ссылки был назначен настоятелем Знаменского храма села Старая Кашира Каширского района Московской области, а уже 4 декабря этого же 1937 года в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы был арестован.

Председатель колхоза в селе Старая Кашира послал в районное отделение НКВД заявление, в котором просил срочно арестовать отца Федора. Свою просьбу он мотивировал тем, что священник сорвал важное мероприятие. Вечером 3 декабря планировалось собрать колхозников для беседы о предстоящих выборах в Верховный Совет, а отец Феодор, как писал доносчик, «этот враг трудящегося народа, собрал вечерню, созвал к себе в церковь всех избирателей, огораживая себя праздником Введения». На следующий день после доноса, 4 декабря 1937 года, священник Феодор Грудаков был арестован Каширским районным отделением НКВД и в тот же день допрошен. Свидетели, вызванные для дачи показаний, рассказали, что отец Федор призывал людей ходить молиться в храм, и авторитет его, несмотря на непродолжительный срок служения в селе, очень высок. И вот 27 декабря 1937 года с этапом заключённых отец Федор прибыл в Самарлаг НКВД, где умер от непосильного труда и голода 27 ноября 1940 года и был погребён в общей безвестной могиле.

Вышеприведённые описания жизни святых и есть для всех нас истинный пример безбоязненного служения Богу, Церкви и людям. Из их жизнеописаний мы видим, что ничто не смогло сломить дух подвижников.

В настоящее время на наших двух приходах продолжается деятельность по увековечиванию памяти новомучеников. Начинаем работать в архивах соседних районов, потому что в то время части современного городского округа Ступино входили в разные районы и уезды Московской области. Планируется выпуск издания небольшой книги с архивными фотографиями и материалами о жизни Новомучеников Знаменского и Казанского храмов, куда войдут жизнеописания четырёх новомучеников, помимо двух вышеперечисленных, ещё будет описание жизни священномученика Петра (Орлинкова) и преподобномученицы Ефросинии (Тимофеевой). Меня к более подробному изучению жизни этих новомучеников подвигла подготовка к докладу о преподобномученике Мефодие (Иванове) в связи с празднованием 80-летия со дня кончины и приездом владыки.

Таким образом, узнавая как можно больше о новомучениках земли Ступинской, мы имеем возможность духовно приблизиться к ним и лично увидеть значение их подвига. И уже полученными знаниями мы можем делиться со своими прихожанами, через пример новомучеников, совершавших служение на нашей земле, наставляя их в вере.

Могу сказать, что знание житий новомучеников своего прихода, помогает мне в проведении периодических экскурсий по Знаменскому храму для школы, детского сада и тех людей, которые к нам приезжают. Тем самым пришедшие люди узнают не только об истории нашего храма, но и подвиге новомучеников.

В заключение отмечу, что слово «мученик» соответствует греческому слову, переводящемуся как «свидетель». Древнецерковная традиция видит в подвиге мученичества в первую очередь подвиг свидетельства о Христе «даже до смерти» (Фил. 2:6–8). Мы же сегодня должны стать свидетелями их подвига и проповедовать его всеми доступными нам средствами. Желаю, чтобы пример новомучеников и исповедников Ступинских помогал нам и укреплял нас в пастырском служении.

Фотоматериал взят с сайта Ступинского благочиния: stupinoblag.ru

Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.