Казанский храм села Суково

Всякого, кто въезжает в село Суково, встречают руины храма, печально возвышающиеся над дорогой и живописным озерцом.

Местные жители приходят к озеру, спешат на автобусную остановку, в магазин – ничего из этого нельзя сделать, не пройдя мимо разрушенного храма. Большинство нынешних сельчан – дачники или приезжие, поэтому исторический облик храма здесь представляют только по рассказам старожилов и фотографиям прежних лет. Те же, кто родился в Суково, хорошо знают историю своего села и, конечно, его главной достопримечательности – Казанского храма, построенного в середине XVIII века.

Я получил назначение в Суково в марте 2013 года. Помню, как приехал впервые туда, увидел руины храма, груды битого кирпича, хмурое небо над селом… С первого взгляда стало понятно, что только силами прихода восстановить храм невозможно. Когда в 2015 году был создан Фонд порушенных святынь Московской епархии, у нашего храма появилась надежда на возрождение. Особенно отрадно видеть Казанский храм на буклетах и плакатах о порушенных святынях: можно сказать, что храм в Суково стал «визитной карточкой» Фонда.

Не менее важным для храма является восстановление приходской жизни и главной её составляющей – соборной молитвы. У стен храма она особая: здесь нет ни потолка, ни пола, на осеннюю «Казанскую» уже холодно, а местные жители, несмотря ни на что, приходят помолиться. Конечно, каждый просит Бога о чём-то своём, но объединяет всех желание видеть свой храм в прежнем великолепии, каким помнили его старожилы.

Также в этом году начата деятельность, которую принято называть «духовным краеведением». Вместе с сотрудницами прихода Анастасией Блиновой и Светланой Беловой мы изучаем историю храмов нашего района и  биографии людей, совершавших своё служение здесь в разные годы. Мой интерес к подобной работе не случаен. Став настоятелем храма в Суково, я узнал, что главным праздником здесь считают совсем не «Казанскую», а 30 октября, день памяти преподобномученика Андрея Критского. Это отражено и в документах храма: согласно клировой ведомости, в честь Казанской иконы освящён боковой придел храма, тогда как главным является престол, посвящённый преподобномученику Андрею. Более того, и храм, и даже село некогда носили имя этого святого. Вероятно, ошибка в наименовании храма произошла при регистрации религиозной общины в нулевые годы нынешнего века.

Село Суково и его обитатели

Село с некогда благозвучным названием Сухово упоминается в исторических документах в 1578 году как владельческое, принадлежащее роду коломенских бояр Григоровых, присягавших на верность московским князьям, а позднее – Петру I. Появлению храма здесь предшествовала история целого поколения семьи Григоровых. Владелец села полковник Анурий Григоров, участник Полтавской битвы, умерший в 1731 году, оставляет жену Стефаниду и двух малолетних детей – Прасковью и Андрея. Последний становится единственным наследником имения, но находится на обучении в Петербургском шляхетном корпусе, и имением управляет его мать Стефанида. В 1737 году по прошению матери Андрей отпущен домой до достижения 16-летнего возраста.

В 1741 году Андрей вернулся в Петербург и был определён в Артиллерийскую школу. В это время начинается русско-шведская война (1741-1743), главные действия которой развернулись под Петербургом (Кронштадт, Выборг и т.д.). Можно предположить, что, отправляя сына на войну, Стефанида Григорова даёт обет построить в своём фамильном селе храм в честь святого покровителя сына – преподобномученика Андрея Критского.

Поскольку к этому времени Стефанида уже немолода, за дело строительства храма берётся её зять, муж дочери Прасковьи майор Михаил Максимович Кропотов. Его имя как устроителя храма внесено в клировую ведомость. Прямыми потомками этих Григоровых-Кропотовых сегодня являются графы Толстые: представительница этого рода вышла замуж за Илью Львовича Толстого, сына русского классика.

Война в 1743 году заканчивается, а в 1745 году в селе появляется Андреевский храм с боковым приделом в честь Казанской иконы Божией Матери – заступницы русских войск в войне 1612 года. В 1749 году Андрей Григоров умирает в Петербурге от лихорадки, и построенный его матерью храм становится местом сугубой молитвы о упокоении души сына. Со временем село по названию храма стало именоваться Андреевским, но при неоднократной смене владельцев вернуло себе прежнее имя – с изменением одной буквы.

По дореволюционному административному делению село Суково входило в Суковскую волость Коломенского уезда. Название волости – Суковская – говорит о том, что главным её селом было Суково, а центром духовной жизни – Андреевский храм.

Клировая ведомость о церкви Андреевской села Суково, составленная в 1916 году, сообщает, что она «зданием каменная, с таковою же колокольнею в одной связи, покрыта железом, зданием крепка, под церковью устроена духовая печь для обогрева, по приходу довольно тесна, но расширять не дозволило Археологическое Общество…». В 1909 году рядом со старым зданием была предпринята попытка возвести другой храм, больший по размерам. В 1912 году попытались устроить купол, но он упал, и люди посчитали, что нет благословения Божия на строительство нового храма. Работы были приостановлены, а после революции и вовсе прекращены.

К храму были приписаны два других: Казанский храм в селе Батайки и Богородицерождественский на погосте Кременье. С 1872 года в приходе работала земская школа. По штату к Андреевской церкви были положены священник, диакон, псаломщик и староста. Обратившись к метрическим книгам, хранящимся в местном архиве, мы узнали, что в разные годы настоятелями Казанского храма были представители священнических фамилий: Введенские, Рождественские, Иоакиманские.

В марте 1903 года из соседнего храма Воскресения Словущего в селе Кондрево (в советское время разрушенного до основания) в Суково был переведён священник Василий Веселовский. В 1930 году на уже немолодого священника было открыто уголовное дело по ст.58-10 «контрреволюционная агитация». Показания председателя колхоза в Суково обличают священника в том, что «в день престольного праздника 29 октября отец Василий ходил по домам с молебном». Вместе с настоятелем храма обвиняются ещё семь человек, среди которых – диакон Константин Датцев и другие верующие сельчане. В отличие от остальных, священник Василий Веселовский был приговорён к высылке в Северный край, по возвращении из которой умер 17 января 1935 года и похоронен на сельском кладбище.

В годы первых гонений на Церковь послушания в храме привели на скамью подсудимых не только настоятеля и диакона, но и церковного старосту Сергея Лобанова.

Новомученики Казанского храма

Вторая волна репрессий принесла Казанскому храму не меньше трагедий. Самым ярким примером исповеднического подвига явилась жизнь игумена Мефодия (Иванова), совершавшего своё служение в Суково с 1933 года. Игумен Мефодий (в миру – Николай Михайлович Иванов) родился в 1899 году в Симбирске (ныне Ульяновск) в семье священника Михаила Иванова. Поступил в духовную семинарию, окончить которую не успел из-за революции и закрытия духовных учебных заведений. Некоторое время он работал преподавателем, а в 1923 году переехал в Москву и поступил в Покровский монастырь, где принял монашество с именем Мефодий.

В 1925 году монаха Мефодия рукоположили в священнический сан. В 1929 году Покровский монастырь был закрыт, и отец Мефодий вместе с другими монахами перешёл служить в церковь Иерусалимской Божией Матери за Покровской заставой. 28 декабря 1930 года он был арестован органами ОГПУ и приговорён по ст.58-10 к трём годам высылки в Северный край. Отбывать ссылку иеромонаха отправили в Пинежский район Архангельской области.

По возвращении из ссылки в 1933 году отец Мефодий мог жить только за так называемым «сто первым километром», то есть вне Москвы и ближайших к ней районов. Он поселился в Кашире, где познакомился с верующими людьми и сплотил их. Отец Мефодий совершал тайные монашеские постриги, и вскоре вокруг священнослужителя собралась небольшая монашеская община в квартире на Стрелецкой слободе. В том же 1933 году отец Мефодий был назначен настоятелем Казанского храма села Суково (тогда – Озёрского района), сменив на этой должности умершего священника Василия Веселовского. Вместе отцом Мефодием в село перебралась и его послушница Евфросиния Тимофеева, а затем и остальные. В 1936 году архиепископ Каширский Алексий (Сергеев) произвёл иеромонаха Мефодия в сан игумена.

В Суково отец Мефодий обрёл не только верных единомышленников, но и завистников. Один из служителей храма написал на него донос, и вскоре отец Мефодий был обвинён в организации подпольной монашеской общины в селе Суково. Этот факт и иные дела отца Мефодия, связанные со служением Церкви Христовой, легли в основу второго уголовного дела по ст.58-10 «контрреволюционная агитация».

19 июля 1937 года замначальника УНКВД по Московской области майор Якубович направил начальнику Каширского РО УНКВД следующее указание: «Немедленно арестуйте иеромонаха Мефодия Иванова и привлеките его к ответственности по ст.58-10 УК. Арест согласуйте с районным прокурором. В процессе следствия необходимо вскрыть контрреволюционную деятельность Иванова, его связи с антисоветским элементом из числа церковников, проживающих в вашем районе и в г. Москве. Все полученные Вами в процессе следствия компрометирующие материалы на церковников, проживающих в Москве, немедленно высылайте в 7-й отдел 4-го отдела УГБ для получения указаний». 26 июля документ пришёл в Каширу, а 28 июля отец Мефодий был арестован и заключён в Каширскую тюрьму. На следующий день игумена допросили. Он честно отвечал на вопросы следователя: антисоветской агитации не вёл, враждебных советской власти взглядов не высказывал.

Тем временем сотрудники НКВД собирали свидетельские показания против арестованного игумена. Одним из лжесвидетелей был священник, живший в Кашире. Он оклеветал отца Мефодия, сказав, что тот вёл в своём приходе антисоветские разговоры и настраивал народ против советской власти. Лжесвидетели называли отца Мефодия религиозным фанатиком и в числе прочего сообщили следователю, что тот совершал тайные монашеские постриги.

Узнав, что отец Мефодий совершал монашеские постриги, а, также интересуясь изъятой перепиской, следователь 8 августа допросил игумена вторично. Отец Мефодий подтвердил факт совершения постригов.

Последний раз отца Мефодия допросили 31 августа. Следователь ограничился несколькими вопросами:

– Вы подтверждаете ваши ранее данные показания?
– Да, подтверждаю.
– Вы изобличены следствием, в том, что проявляли своё контрреволюционное отношение к руководителям ВКП(б) и членам советского правительства. Вы признаёте себя виновным?
– Нет, не признаю.
– Вы признаёте, что были террористически настроены?
– Нет, этого я также не признаю.

Сразу после последнего допроса дело было передано на рассмотрение Тройки при УНКВД. 8 сентября 1937 года игумена Мефодия приговорили к расстрелу, и уже на следующий день приговор был приведён в исполнение на Бутовском полигоне. Постриженицы и послушницы отца Мефодия, также подвизавшиеся в Суково, получили по 10 лет исправительно-трудовых лагерей. Одна из них, преподобномученица Евфросиния Тимофеева, погибшая в Каргопольлаге в 1942 году, так же, как и её духовный отец, была прославлена в лике святых в 2000 году.

После расстрела игумена Мефодия церковный староста Степан Волков пытался устроить в храм нового священника, за что впоследствии был также репрессирован.

В конце 1930-х годов Казанский храм был закрыт, со временем разорён и разграблен. В советское время в нём на небольшое время устроили силосную башню, но вскоре сами большевики всё очистили. В 1956 году упал крест с колокольни, и храм был закрыт как аварийное здание и постепенно приходил в руинированное состояние. Только в 1990-е годы храм был передан верующим.

Сведения о преподобномучениках Мефодии и Евфросинии и других служителях храма получены нами в Государственном архиве Российской Федерации. По запросу нам разрешили ознакомиться с оригиналами уголовных дел (особый фонд 10035, ст. 58-10 «контрреволюционная агитация»). Когда держишь в руках подлинное уголовное дело, на страницах которого стоят подписи новомучеников и тех, кто вёл следствие, когда проводишь пальцем по въевшимся в пожелтевшую бумагу чернилам, вдыхаешь запах архивной пыли – кажется, что вся история встаёт рядом с нами. Совсем недалеко – Бутовский полигон, лагеря, допросы и обвинения в контрреволюционной деятельности. Кажется: всех этих людей, оклеветанных во имя неизвестной цели, ещё можно спасти, свидетельствовать перед всем миром о том, что они невиновны, и что каждое из этих уголовных дел – чудовищная ошибка. Но мы знаем, что у Бога не бывает случайностей и ошибок: те, кто до конца претерпел все лишения и гонения на Церковь, те, кого поносили и гнали за веру Христову, сегодня предстоят у Престола Божия и молятся за всех нас. За тех, кто гнал, и тех, кто сострадал, но ничем не мог помочь. И за тех, кто сегодня продолжает их дело на нашей земле.

Памяти преподобномученика Мефодия

8 ноября 2017 года по благословению митрополита Ювеналия в Ступинском благочинии прошли торжества, посвящённые 80-летию со дня мученической кончины преподобномученика Мефодия (Иванова), возглавляемые епископом Видновским Тихоном. В Тихвинском храме города Ступино была совершена Божественная литургия, а затем на территории Казанского храма в Суково – молебен преподобномученику Мефодию. По окончании богослужений в Доме культуры села Городище был проведён вечер памяти этого святого. Собравшимся была прочитана лекция о преподобномученике Мефодии и истории Казанского храма. В завершение мероприятия к присутствующим обратился владыка Тихон.

Современная жизнь прихода

Совершать регулярные богослужения в храме сейчас нет возможности, но на престольные праздники здесь собираются сельчане. В Великую субботу сюда приходят освящать пасхальные яства, в дни Успенского поста – мёд. В прошлом году появилась традиция служить возле храма молебен и литию об усопших по воскресеньям в тёплое время года. На такой период приходится и день памяти преподобномученика Мефодия (Иванова) – 9 сентября, в который прихожане приходят помолиться святому, совершавшему своё служение в их родном селе.

Сельчане активно интересуются будущим своего храма, и нередко приходится отвечать на немалое количество вопросов о его восстановлении. В настоящее время мы планируем устройство временного храма в Суково. Это позволит совершать здесь Божественную литургию, возрождать приходскую жизнь, пока идёт восстановление. Прихожане живут жизнью прихода: убирают территорию от битого кирпича, упавших веток и мусора, в этом году сделана временная ограда и многое другое. Стараниями сельчан территория храма содержится в порядке в любое время года.

В дни престольных праздников у храма многолюдно. Дачники и местные жители, молодые, пожилые и даже совсем маленькие приходят на молебен с акафистом Казанской иконе Божией Матери или преподобномученику Андрею Критскому. Перед началом богослужения все подают записки. О чём молятся сельчане на таких молебнах? Конечно, в первую очередь, о здравии своих близких, о решении насущных проблем. И, разумеется, о том, чтобы здесь снова открылся храм, начались богослужения, зазвучал колокольный звон. Ведь если в селе есть церковь, значит, есть жизнь.

настоятель Казанского храма села Суково
священник Тихон Тимохин

Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.