К 200-летию Знаменского храма села Старая Кашира Специальный проект “Мой Знаменский храм”

Ирина Пикулева, помощник настоятеля:

«В храме работодатель – Господь» 

 Ирина, расскажите, как вы пришли в наш храм, чем стали заниматься? 

 Это было в 2012 году. Моя знакомая, которая помогала храму ещё при отце Петре, сказала, что туда нужен человек. Батюшка предложил ей, а она – мне. Я пошла и сразу осталась там. Работать мне было легко, помогал прошлый опыт – до этого я долго трудилась в Тихвинском храме, многое делала, не была только за свечным ящиком. В нашем храме я сразу попала именно за свечной ящик, потом стала потихоньку заниматься товаром, появлялись ещё обязанности, а потом было приходское собрание, на котором меня избрали помощником настоятеля. Сейчас я уже второй срок исполняю эти обязанности.

 Что это за должность – староста, помощник настоятеля? 

 Такой должности, как староста, у нас нет, есть помощник настоятеля. Это организатор всех хозяйственных работ в храме: уборка, порядок на территории. Организация праздничных мероприятий – это тоже моя обязанность.

 Появляются ли сегодня какие-то новые, любимые обязанности? 

 Нет, не могу выделить что-то любимое. Сегодня работа становится более ответственной, потому что храм расширяется, прихожан в нём прибавляется. Вообще прислуживать в храме – это радость. Какая бы ни была работа, она ведёт к Богу. Иной раз приходится подолгу общаться с людьми, кто-то что-то спрашивает, кто-то выкладывает свою боль. А кто-то приходит «просто посмотреть».

 Какие сегодня у вас ощущения от храма?

 Радость, что храм восстанавливается, растёт. Почему-то я его больше люблю, чем другие храмы. Я всегда была уверена, что он будет восстанавливаться, что здесь будут службы. Хотя многие сомневались. Мне наш храм всегда очень нравился, даже когда он ещё был разрушен. Я иногда заходила, мне очень хотелось, даже тянуло туда. В передней, восточной части раньше была роспись, сохранялись какие-то фрагменты. Там было грязно, всюду мусор, надписи всякие, но заходишь в храм – и ощущение, что душа взлетает. Где-то наверху пели птицы, и было ощущение, что идёт служба, что ангелы поют. И святые с образов смотрели и как будто вели эту службу. Очень жалко, что потом эти образа были сбиты и замазаны (при другом настоятеле). И даже тогда я понимала: невозможно, чтобы такая красота была в таком состоянии. Даже разрушенный, этот храм был необыкновенно красивым.

 Какой подготовки требует работа в храме?

 Никакой. Человек должен, прежде всего, любить Бога. И храм. Конечно, надо себя настраивать определённым образом: пришёл человек и плачет – я же не могу вместе с ним плакать, я должна показать ему свой настрой и своё отношение, что-то ему объяснить, чтобы человек успокоился.

 И тем не менее, даже имея такой опыт работы в храме, вы пошли учиться на Богословские курсы, и в этом году уже учитесь на 3-м курсе.  

 Необходимости идти на курсы у меня не было, мне просто хотелось получить новые знания, чтобы потом применять их на практике. Иногда прихожане задают такие вопросы, что не знаешь, как ответить. Раньше таких вопросов было много, и приходилось отвечать: «Спросите у батюшки». Что-то приходит с опытом, со временем, но и курсы делают своё дело. Сейчас при работе с людьми я понимаю, что могу сама ответить на многие вопросы, а не отправлять к батюшке. На курсах узнаёшь больше о вере, об истории Церкви, об установлении правил, о том, как люди воспринимали Христа – это интересно. Конечно, учиться бывает трудно: есть работа, дела, проблемы. Но многое остаётся в памяти. Даже если по окончании курсов человек не будет работать в храме, то всё равно будет иметь знания о христианстве, и они ему пригодятся.

 Получается, что наш настоятель, отец Тихон, для вас не только «работодатель», начальник, но и преподаватель.

 Я думаю, что в храме работодатель – Господь. А учиться, как и трудиться, у нашего батюшки очень интересно. У него может быть разное настроение, но лекции он читает всегда интересно, доступным, современным языком. А экзамен по его предмету, литургике, у нас ещё впереди.

 Вы сказали, что занимаетесь также и подготовкой к праздникам. Как это происходит? 

 Готовиться к празднику, конечно, бывает трудно, но интересно. Появляется больше хлопот. Поскольку у нас нет трапезной, приходится готовить самим и привлекать кого-то ещё. За время подготовки к празднику резко расширяется круг общения: кого-то ты пригласишь помочь, кто-то – других. Слава Богу, в помощи не отказывают. А сам праздник приходится совмещать с другими заботами: пока все на службе, можно успеть что-то доделать. Бывает даже, что за хлопотами проходит вся служба, хотя я стараюсь всё-таки не пропускать. И даже на службе всегда стою за ящиком, общаюсь с людьми. Есть моменты, когда никто не подходит – и тогда можно молиться.

 Чем вы занимаетесь в храме, если бывает свободное время? 

 В храме свободного времени почти нет. Работу всегда можно найти, даже когда нет прихожан. Где-то убрать, где-то протереть, навести порядок, просто помолиться, почитать что-то.

 Я знаю, что вы не только давно работаете сами, но и привели в храм многих других работников. 

 Не я привела – Господь привёл. Не знаю, как так получается. Когда общаешься с человеком, находишь с ним что-то общее и понимаешь: «Надо его сюда. Здесь его место». Чувствуешь отношение человека к храму, к людям. Что-то жизненный опыт подсказывает, ведь я много работала с людьми.

 Что вам даёт работа в храме? 

Душевное спокойствие, внутренний мир, общение с людьми. Я вообще не задумываюсь над этим. Просто мне там хорошо.

Беседовала Анастасия Блинова

Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.