Вербное воскресенье на приходе

«Мальчики да девочки свечечки да вербочки понесли домой…» Эти строчки из стихотворения Александра Блока сегодня, наверное, вспоминаются всем. Потому что сегодня – Неделя ваий, в народе – Вербное воскресенье, предвестник скорой Пасхи. В окна храма заглядывает беззастенчивое весеннее солнце, плачут и смеются дети, улыбаются взрослые. Вчера была Лазарева суббота: Христос воскресил в Вифании умершего Лазаря, и теперь на осле въезжает в Иерусалим под радостные крики «Благословен Грядый во имя Господне!»

 Вход Господень в Иерусалим – так ещё называется сегодняшний праздник. В нём радость от встречи Царя Иудейского смешивается с болью предстоящих Его страданий, первое весеннее тепло – с напряжённостью последних дней Великого поста и наступающей Страстной седмицы. Ещё одно название праздника – Цветоносная неделя – напоминает о том, что Христа встречали в Иерусалиме как настоящего Царя – с пальмовыми ветвями и возгласами «осанна!» В этот день и накануне вечером, по традиции, во всех храмах освящаются вербные веточки, которые потом раздаются прихожанам.

 В нашем храме прямо возле клироса стоит большое ведро длинных веток с маленькими пушистыми комочками. После службы оно опустеет, но пока создаёт праздничное настроение и радует глаз. Икона праздника убрана цветами и пальмовыми ветвями. Хоть в наших краях и не растут пальмы, найти похожее растение для украшения всё же удаётся. В руках прихожан тоже виднеются вербные веточки – их принесли, чтобы освятить в храме. Принесли, чтобы так же, как много лет назад жители Иерусалима, встретить грядущего Христа и воздать Ему славу.

 Надо сказать, что в XVI веке с появлением в Москве царской власти появляется театрализованный церковный обряд, называемый «хождением на осляти». В Вербное воскресенье первосвятитель (митрополит и затем патриарх), восседающий на осляти, символически представлял Христа, входящего в Иерусалим; между тем царь, ведущий осла под уздцы, демонстрировал свою причастность к Христу и к общему процессу духовного воскресения. Таким образом на Руси утверждалась сакральность царской власти. Первое известие о хождении на осляти в Вербное воскресенье в Москве относится к 1558 г. Согласно дошедшему до нас описанию, в это время обряд совершался в самом Кремле, не выходя за его пределы. Процессия направлялась из Успенского собора в Входо-Иерусалимскую церковь (при которой одно время жил представитель иерусалимской патриархии) и затем возвращалась в Успенский собор.

 Сегодня, когда такого обряда давно нет в церковной практике, праздничное настроение создаётся приносимыми в храм вербными ветвями, красиво украшенными иконами, приготовленными к пасхальному крестному ходу хоругвями. Светло и радостно на душе от молитвы, тёплых солнечных лучей, проникающих в окно, первой листвы на деревьях. «В воскресенье Вербное встану утром первая для святого дня» – подобно девочке из блоковского стихотворения, встали сегодня первыми многие наши прихожане. Оттого храм полон, а служба проходит легко и быстро. В храме много детей, очередь из причастников кажется бесконечной. Но вот уже «Тело Христово примите…» сменяется на «Аллилуйя», за отпустом следует пение величания иконе праздника, а после всем подходящим к Кресту батюшка раздаёт уже освящённые вербные веточки и окропляет святой водой принесённые прихожанами.

 После службы отец Тихон поздравляет всех с великим праздником: «Почти две тысячи лет назад Христос входил в Иерусалим. Из Евангелия мы знаем, что это событие происходило за шесть дней до праздника Пасхи и перед Его страданиями. Жители города приветствовали Христа Спасителя восклицаниями «Осанна!», постилали ему под ноги одежду и пальмовые ветви. Христос входит в Иерусалим на осле, что означает: входит Царь и Бог. Самое удивительное, что те же самые люди, которые сегодня радостно встречают Христа, через несколько дней будут восклицать у Креста: «Распни, распни!» Также батюшка напомнил прихожанам расписание богослужений предстоящей Страстной седмицы и Пасхи и призвал по возможности побывать на этих особых службах. Ещё отец Тихон обратил внимание собравшихся, что посещение кладбищ теперь не разрешается до Радоницы, которая будет в этом году 10 мая.

 Праздничная служба окончена. Прихожане увозят домой не только «свечечки да вербочки», но и радостное настроение от светлого весеннего дня и вдохновенной молитвы. В каждой душе сегодня звучит: «Осанна в вышних! Благословен Грядый во имя Господне!» С праздником!

Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.